пятница, 11 сентября 2020 г.

ВЕДА СЛАВЯН. Переселение народа с Крайней земли на Дунай. Версия, рассказанная от лица переселенцев.

В сборнике песен Вед Славян имеется песня о переселении народа с Крайней земли на Дунай от лица переселенцев. 


Действующие лица в этой песне:

КОРОЛЬ САДА (СААДАКЪ), король-воевода Крайней земли.
КОРОЛЕВИЧИ СТАРЦЫ, авторитетные люди Крайней земли.
МОЛОДЦЫ и МОЛОДИЦЫ, молодёжь Крайней земли.
СТАРЦЫ и БАБУШКИ, родители молодёжи Крайней земли.
ДИКИЕ ЛЮДИ ЗАДУНАЙСКОЙ ЗЕМЛИ, древние иллирийцы.
ЛЮТАЯ ЛАМИЯ, божественное чудовище с телом змеи и собачьей головой.
ОГНЕБОГ, славянский бог-хранитель огня.
ПЕРУН, славянский бог грозовых туч, грома и молнии.

Для удобства анализа мы разобьём эту песню о переселении народа с Крайней земли за Дунай,
 версию Читайского народа, на 5 частей:

1 Часть. О размышлениях короля Сада о перенаселении земли его королевства и о мерах, которые могли бы спасти людей от надвигающегося голода.

2 Часть. О том, как король Сада собрал совет старцев и королевичей и как они искали решение проблемы перенаселённости. Самый пожилой старец посоветовал переселяться на необрабатываемые земли диких людей за Дунаем.

3 Часть. О том, что путь за Дунай преграждает божество – лютая Ламия. Совет обращается к славянским богам Огнебогу и Перуну за помощью, тут же члены совета приносят жертву богам в виде индюков и гусей. Боги внимают мольбам славян и расправляются с Ламией, сжигая её молнией. Теперь ничто не препятствует славянам переправиться на другой берег Дуная.

4 Часть. О сборах славян к походу за Дунай. Король Сада ставит задачу переселения молодёжи, просит прощение у пожилых людей, призывает молодёжь идти за ним.

5 Часть. О том, как славяне переправились на другой берег Дуная, как вступили в битву с местными дикими людьми и одержали победу и как они обучили местных людей земледелию, а те стали работать у славян.

Ниже приведена песня о переселении народа с Крайней земли на Дунай. Песня приведена в переводе на русский язык Барсукова Валерия Гавриловича. Песня поделена на 5 частей. К каждой части приведены комментарии. 

Переселение народа с Крайней земли на Дунай
Версия, рассказанная от лица переселенцев

1.
Королю Саде негде стало жить!
Земля его очень густо заселена,
Никто не может уже поселиться,
Людей столько, сколько птиц в небе!
Насколько его земля урожайная,
Но не может всех прокормить,
Жито посеяли даже по камням!
Размышлял король Сада, что делать,
Что делать, да что предпринять,
Как спасти людей?
Или будут уже один другого есть!
Тут ему пришло на ум,
Всех старцев, королевичей пригласить,
Да спросить их, что же делать,
Что же делать, да что предпринять:
Может найти землю незаселённую?       
Туда бы он пошёл, чтобы заселить,
Да забрал с собой всех молодцев и молодиц,
Скорее эту пустую землю заселить,
А старцев и бабушек на земле оставить, 
Чтобы они хорошо пожили.

2
Тут пригласил он старцев и королевичей,
Их спрашивает: где есть земля незаселённая?
Туда он пойдёт, чтобы заселить.
Все старцы вытащили
Из карманов по одному свитку
Да смотрели, есть ли где
Незаселённая земля.
Все свитки вместе собрали,
Но не могут найти нигде землю незаселённую.
Самый старый дедушка королю так отвечает:
«Ой ты, король, наш король!
Много ума надо, разумеется,
Чтобы искать незаселённую землю,
Там ты должен остаться.
С собой заберёшь всех молодцев и молодиц,
А старцев и бабушек оставишь на их земле,
И они хорошо бы тут пожили,
Иначе один другого уже будут есть!
Мне мой отец рассказывал,
Что имеется вблизи белый Дунай,
Вокруг него есть широкие поля,
Поля широкие, очень запущенные,
Дикими людьми они заселены,
Которые не знают, как землю пахать!      

Не могут дом себе построить!                    
Однако они очень сильные,
Очень сильные и притом упрямцы,
Никому не дают на тех полях поселиться
Лишь кто туда идёт, живо они появляются!
Если пойдёшь ты, король, на те поля,
Легко ты их одолеешь,
Они имеют стрелы очень ядовитые,               
Ядовитыми травами пропитанные.

3
Однако имеется другая зловредность поболее,
На берегу Дуная живёт лютая Ламия
С семью головами и с семью хвостами,
Никому не даёт перейти через белый Дунай,
Лишь кто вблизи Дуная, целым его поглащала!
Ламию нелегко уничтожить:
Если отсечёшь ей одну голову,
На её месте две другие вырастают!»
Король Сада говорит, отвечает:
«Диких людей мы легко одолеем!
Приведём всех молодцев,
Чтобы в битве с теми сразиться,
С нашими ядовитыми стрелами их победим;
С самой Ламией скажите, что мне делать,
Что делать да что предпринять?
Ламия, оказывается, очень лютая,
Не можем никак её победить,
Всем быть начеку, чтобы не съела!»
Старцы ему говорят, отвечают:
«Иначе Ламию, король, не победить:
Надо с молитвой просить Огнебога,
Что воздадим требу богу Перуну
Девять индюшек и девять гусок:
Огнебог чтобы огонь высек,
А Бог Перун громом бы грянул,
Чтобы сгорела лютая Ламия;
Вы тогда Дунай перейдёте,
Чтобы пустые поля заселить».
Тут встали все старцы и короли,
Огнебогу с просьбой помолились,
Чтобы высек пламенный огонь.
А кто был первый король,
Он в руки взял серебряный нож
Да воздал требу Богу Перуну,
Девять индюшек и девять гусок,
С громом чтобы сгорела лютая Ламия.
Ещё молитва не завершилась,
Ещё всю требу не воздали,
А огонь уже на небе вспыхнул,
Гром на землю грянул
Да погорела лютая Ламия.

4
Король Сада спрятал нож
Да прошёл через её землю.
Кто был, молодцы и молодицы,
Все направятся на белый Дунай,
Старцы и бабушки сами останутся;
Если кто из молодых останется,
То скоро главой его назначат.
Да поведёт всех молодцев
И молодиц на белый Дунай.

Затем появился король Сада,
У старцев и бабушек прощенья попросил,
Прощение ему дали, прощение он принял;
А молодцам и молодицам он ответил:
«Поплывём все да переплывём белый Дунай,
Чтобы идти на земли диких людей,
Дикий народ мы победим
Да землю их освоим;
И научим их, как с землёй работать                               
Они на нас работниками будут трудиться!»  
              
5
Тут поплыли все молодцы
И молодицы через белый Дунай;
За два дня наконец его переплыли,
За три дня пришли на земли диких людей.
Дикари как увидели столько людей чужаков,
Что захватили их пустую землю,
Выступили, чтобы в битве сражаться,
Хотят, чтобы им победить
Да живых им чтобы съесть.
Как выпустил король Сада
По ним свои лютые стрелы,
Да сам он их победил.
И взял в плен всех диких людей;
Их детей он научил работе.
Тогда же диких людей научил,
Как с землей надо работать,
Да свой урожай давал на пропитание;
Землю им они обрабатывали,
А те трудились работниками.

В Песне о переселении народа с Крайней земли на Дунай (по версии переселенцев) имеются некоторые слова и фрагменты, которые нашими современниками не понимаются  или понимаются неоднозначно.
Давайте выделим из каждой части Песни эти фрагменты жирным шрифтом, а ниже дадим им комментарии.

Вопросы и комментарии к фрагментам песни, выделенным жирным шрифтом
 
1 Часть. О размышлениях короля Сада о перенаселении земли его королевства и о мерах, которые могли бы спасти людей от надвигающегося голода.

1.1 ….. Королю Саде негде стало жить …..

Вопрос: Что означает имя короля? Да и имя ли это вообще?

Если «Сада» - это имя, то это достаточно странное имя для мужчины - славянина. Известно, что имена мужчин у славян, как правило, оканчивалось на букву «Я»: ДобрынЯ, ОлексЯ, ОслаблЯ и т.д. или на согласную букву. Славянские имена, оканчивающиеся на букву «А», - это женские имена. 

Для разъяснения давайте заглянем в славянский словарь. Там мы находим древнее славянское слово СААДАКЪ (САДАК) — это набор вооружения конного лучника. Набор состоял из лука в налуче и стрел в колчане, а также чехла для колчана. Смотри рисунок ниже.


Известно, что такой набор вооружения в древности был распространён, как у русичей, так и у скифов.

Википедия утверждает, что слово «саадак» произошло от тюркского слова "sadaq" — «футляр для лука». Древность Вед славян даёт нам основание усомниться в том, что слово «саадакъ» перекочевало в русский язык из тюркского языка. Вероятно, что всё было наоборот. Слово "sadaq" попало в тюркские языки из скифского или славянского языка, имеющими общий корень. А в славянском языке слово «саадакъ» породило такие слова, как: садок, садить, всадить, посадки, сад, засада и т.д. Все эти слова объединены со словом «саадакъ» единым смыслом: «поместить некий предмет во внешнюю конструкцию или среду». К такой паре слов относятся: стрела и колчан, рыба и садок, семена и земля, нож и тело, человек и укрытие и т.д.

По-видимому, слово «Сада» применено к королю не как имя, а как его статус: король защитник. Здесь проявляется аналогичная пара слов: народ и король. Король выступает защитой славянского народа. 

Кроме того, король Сада возглавляет конное войско, вооружённое луками и стрелами. Нам известны традиции, когда к имени короля добавляли слова, подчеркивающие особенные черты короля. Например: «Ричард – львиное сердце», «Иван грозный», «Иоанн - мягкий меч» и т.д. Возможно, что к имени короля славян добавили слово «Саадакъ» - колчан, защита.

Почему в Ведах имя короля записано, как «король Сада», а не «король Садак»? Возможно, что Веркович, записывая песни славян на слух, просто не расслышал последнюю букву в слове «Саадак», так и вкралась ошибка в именование короля.

Возможно, что имя короля Сада стало предтечей имени русского былинного героя Садко. Древнейшей основой былины о Садко была песня о летописном новгородском купце по имени «Садко Сытинець», упоминаемом в Новогородской летописи от 1167 года. По-видимому, образ Садко является результатом поздней трансформации образа короля Сада, победившего обитающее в воде божественное существо, с телом змеи и собачьей  головой - лютую Ламию. Более поздние мифы сделали короля Сада мифическим женихом дочери океана, а его имя претерпело незначительную трансформацию, как Садко.


1.2 …. Может найти землю незаселённую….

Вопрос: Как характеризуют короля Сада его размышления?

Король не помышляет истребить менее развитых соседей, он размышляет о поисках свободной земли, куда можно было переселить часть его народа (молодых людей), чтобы спасти всех людей от голода. Это характеризует его, как высоконравственного и добродетельного лидера своего народа.

1.3 …..А старцев и бабушек на земле оставить….

Вопрос: Кто такие старцы и бабушки?
 
Судя по тому, что король Сада собирается отправить на новые земли «молодцев и молодиц», старцами и бабушками король называет их родителей, у которых помимо детей в молодом возрасте имеются ещё и малые дети. Вот эти дети после того, как вырастут, и будут продолжать дела своих родителей при отсутствии старших братьев и сестёр, покинувших родину ради освоения новых земель.

2.1 ….. Дикими людьми они заселены,
Которые не знают, как землю пахать!
Не могут дом себе построить!.....

Вопрос: В чём проявлялась «дикость» людей, живших южнее Дуная?

Известно, что 2000 лет до нашей эры в Задунавье жили люди (иллирийцы), основным родом деятельности которых были охота и собирательство. Они уже умели изготавливать достаточно сложные и тщательно обработанные орудия: копья, рубила, иглы, скребки и др. Однако, они не знали земледелия, у них не были развиты ремёсла, они не умели строить дома. Люди за Дунаем жили в пещерах или делали себе простые хижины. Они покрывались как выделанными, так и невыделанными шкурами зверей, использовали огонь для обогрева и приготовления пищи. У них уже достаточно хорошо была выражена речь, но письменности они не имели. Рисунок поселения задунайских людей показан ниже.


Известно, что земледельцы пришли на юг восточной Европы примерно 2000 лет до нашей эры. Из Вед славян мы узнаём, что этими земледельцами были восточные протославяне.

2.2 …… Они имеют стрелы очень ядовитые….

Вопросы: Когда славяне взяли на вооружение луки и стрелы? Сохранились ли подтверждения того, что славяне использовали яд для начинки стрел?

Славянские мастера - "стрельники" имели тысячелетние традиции и опыт изготовления луков и стрел за много тысячелетий до крещения Руси. Лук появился у протославян на территории Восточной Европы ещё в эпоху мезолита (от десяти до пяти тысяч лет до нашей эры), то есть примерно тогда же, когда была одомашнена собака. Археологические раскопки дают сведения о том, что славяне использовали чрезвычайно широкий ассортимент наконечников стрел для охоты на различную дичь и для боевой стрельбы. В исторических хрониках имеется информация о том, что славяне наносили яд на наконечники стрел для увеличения эффективности стрельбы. Сохранились сообщения византийских историков о том, что иногда славяне обмакивали свои стрелы в яд.
В песне сначала говорится о ядовитых стрелах воинов короля Сада! Далее в песне говорится об использовании ядовитых стрел в бою: «…выпустил король Сада по ним лютые стрелы»….

3.1 …… На берегу Дуная живёт лютая Ламия….

Вопрос: Кто такая Ламия?

Согласно славянской мифологии, Ламия (Ламья, Ламя) - это божественное существо, чудовище с телом змеи и собачьей (волчьей) головой. Смотри рисунок ниже.


Ее рот настолько широк, что она может проглотить человека или зверя. Ламия алчна и кровожадна. Ламия живёт в пещерах у источников, на дне моря или поселяется возле колодцев, рек и озер, требуя с людей дань взамен на воду. 

Ламия является дочерью божеств Дона и Аси-Ненилы. Дон — это повелитель рек и озер. В честь него названа река Дон. Есть предположение, что реки Днепр, Днестр, Дунай также названы в честь божества Дона. Славянское божество Ася-Ненила - это богиня Небес.

Ламия может упасть на землю туманом, она темной тучей опускается на поля и сады, пожирает плоды земледельческого труда с полей и фруктовых садов. Ламия, обратившись в Чудище-Дракона, служит Богу гнева Сиве.
 
3.2 ……. Надо с молитвой просить Огнебога…….

Вопрос: Кто такой Огнебог?

Согласно славянским мифам Бог Сварог решил попробовать свои силы в сотворении.
Он подошёл к Алатырь-камню и ударил по нему своим молотом со всей божественной мощи. От молота высеклись искры, которые словно солнце озарили всю Вселенную.
Из искр появился Огнебог Семаргл - сын Сварога. Огнебог выехал из озарения искр на златогривом коне-огне.


Огнебог считается хранителем первозданного огня. Сила и мощь Огнебога настолько велики, что боги доверили ему защищать от сил зла мир богов и мир людей. 

Огнебог является связующим звеном, между богами и людьми.

У Огнебога есть семь ликов, в которые он может перевоплощаться:

1. Крылатый пёс.
2. Сокол Финист — птица сражения.
3. Сокол Рарог — птица победы.
4. Волк.
5. Огонь.
6. Небесный Змей, который удерживает Земную твердь.
7. Доблестный воин. 

У Огнебога есть и семь видов огня для людей:

1. Огонь, дающий всему жизнь.
2. Огонь, несущий смерть.
3. Огонь любви и радости.
4. Огонь надежды.
5. Огонь ненависти.
6. Ритуальный огонь.
7. Очищающий огонь.

3.3 …..воздадим требу богу Перуну…..

Вопросы: Что такое треба? Кто такой бог Перун?

Треба у древних славян — это религиозный обряд обращения к богам и божествам, совершаемый жрецом или священнослужителем.

В славянской мифологии Перун - бог грозовых туч, грома и молнии. Перун - сын Сварога и Леды, прародителей всех славянских богов. Во время рождения Перуна тряслась земля, на небе сверкали молнии, грохотали раскаты грома, приветствуя появление на свет Перуна-громовержца. Могучий Перун управлял своей колесницей. Считалось, что когда  колесница Перуна несется по небу - на земле гром разносится. А молнии - это отблески от ударов меча Перуна, которым он разит Змея небесного.
Главной обязанностью Перуна считалась защита Солнца, которое Змей небесный хочет похитить.


Кроме того Перун наблюдает за порядком на земле, среди людей. Если кто не по Правде живет, того Перун строго наказывает. Славяне издревле поклонялись Перуну, строили под открытым небом посвященные ему святилища. Посередине святилища устанавливали вырезанное из дерева изображение Перуна, вокруг него выкапывались ямки. В ямках зажигали священные костры.
День Перуна на Руси отмечался 2 августа с большими почестями. На праздник все мужчины были обязаны являться с оружием. В жертву Перуну приносился бык. А за неимением такового, можно было обойтись петухом, только обязательно красным. Зажигались священные костры, выполнялись соответствующие празднику обряды.

После трапезы, посвященной поминовению павших воинов, мужчины должны были ночь провести с женщиной, чтобы не иссякал род славян. 

После крещения Руси произошло низвержение и запрет язычества и его обрядов, а черты Перуна христиане перенесли на христианского пророка Илью.

4.1 ….Да поведёт всех молодцев
И молодиц на белый Дунай…..

Вопрос: Где находилось королевство народа короля Сада?

Из содержания песни становится понятно, что приграничные земли королевства Сада были заняты другими народами, и не было возможности переселить туда молодёжь, так как у соседей не было свободной земли. Кроме того из песни понятно, что расстояние от Дунайского королевства до королевства Сада не велико, его можно преодолеть пешком или на подводах за несколько недель. Можно предположить, что это расстояние составляет 800-1000 километров. Отмеряя это расстояние от Дуная, мы находим королевство Сада на древних славянских землях. Смотри карту ниже. 


5.1 ….. Землю им они обрабатывали,
А те трудились работниками……

Вопрос: Как развивались взаимоотношения между пришедшим народом короля Сада и местными дикими людьми? 

Арии после прихода на Задунайские земли изначально были наставниками, а местные люди – их работниками, или можно сказать, что арии были учителями, а местные люди - учениками. Поэтому неудивительно, что Арии помимо основ земледелия передали диким людям язык, письменность, веру в языческих богов. Поэтому, со временем язык, культура и вера обоих народов стала общей. Различия между народами со временем стёрлись, в том числе исчезло различие ролей людей этих народов при обработке земли.

Утверждение о том, что русский язык является древнеболгарским, - в корень не верно. Изначально арии (древние русичи) принесли на Балканы свой древний язык и письменность. 

Земля диких людей после прихода туда русичей стала называться Тракией (позже Фракией), а язык и письмо – фракийскими. В самом слове "тРАкия" зашифровано "Те, кто относится к солнцу РА", то есть, к солнцепоклонникам. Если читать название "тРАки" по-протославянски зеркально, то вы прочтёте "Те, которые АРии".

В следующих статьях мы продолжим исследования песен из Вед славян.


Продолжение следует

1 комментарий: