пятница, 8 мая 2020 г.

Винчанское письмо

Археологические исследования в районе Винчи близ Белграда начались с 1908 года и длятся по сей день. Их результатом стали исключительно богатые находки, которые изменили представление о происхождении и хронологии письменности в Европе.

Методом радиоактивного углерода определено начало винчанской культуры примерно за 4450 – 4500 лет до н.э. В районе Винчи, Баницы, Верхнем граде, Верхней Тузле, Гомолаве, Лединах и других местах обнаружены около 300 фрагментов из керамики, на которых были высечены буквы и надписи. Этого количества артефактов достаточно для солидного анализа, позволяющего составить подлинную картину письменности этой праславянской цивилизации.
 




Исследуя винчанские тексты, Радивой Пешич выделил 26 винчанских букв и 23 лигатуры.
Очень интересно применение в винчанских текстах точек (одной в центре строки или нескольких в виде двоеточия), что будет характерно и для письменностей последующих цивилизаций.

Анализ древних письменностей подталкивает нас к выводу, что винчанская азбука послужила источником письменности для многих цивилизаций, не в последнюю очередь, вследствие её более раннего появления.

Артефакты из Винчи (миски, статуэтки) отличаются более длинными надписями. Это доказывает, что буквы служили не только для обозначения мастера или мастерской, но являлись изложением сложных пространных сообщений, служили для коммуникаций и были систематизированы. 

Чёткость формы букв говорит об уверенной, натренированной (приученной к письму) руке писца.
Это наблюдение свидетельствует о широком распространении письменности на Балканах.

Винчанское письмо имеет буквенный характер. Без сомнения, винчанская азбука является первой азбукой в мировой истории. 

Надо отдать должное археологам. Когда были обнаружены многочисленные артефакты с винчанскими письменами, то археологи честно исполнили свой долг по отношению к первому европейскому письму. Все артефакты были подробно описаны и сохранены.
Лингвисты, палеографы и эпиграфики ещё в начале прошлого века имели все условия для начала глубоких исследований обширного письменного материала, классифицировать и систематизировать его, а затем определить его место в истории развития мировой письменности. 

К сожалению, и к удивлению, они этого не сделали, проигнорировав те большие возможности, которые им предоставили археологи.
Так, винчанская азбука, будучи первой азбукой в мировой истории, десятилетиями ожидала своих исследователей и определения своего места в истории. Мы благодарны югославскому учёному Радивою Пешичу за проделанные исследования винчанского письма, результаты которых позволили заполнить гигантские пробелы в истории протославянской письменности.


Что же мешало представителям научного сообщества десятилетиями раньше Радивоя Пешича исследовать винчанское письмо? Что могло быть тому виной?

Почему, интуитивно чувствуя открывающуюся глубину истории славянского письма, они не рискнули вступить на верный путь? 

Может быть причиной была непреодолимая привязанность к уже приобретённым знаниям?

Может быть они испытывали боязнь того, что новые исторические знания нарушат кем-то установленный порядок вещей?

Может быть причина кроется в полном невежестве и научной небрежности?

Делать вызов устоявшейся точке зрения в любые времена было небезопасно. Впрочем, причина затянувшегося не исследования винчанского письма сейчас не так уж и важна. Главное, что в результате был проигнорирован один из значительных фактов в истории человечества и не нашёл отклика один из самых светлых её этапов.

Обзор винчанских графем явно свидетельствует о влиянии винчанской азбуки на другие системы письма.

Радивой Пешич, анализируя эквиваленты различных знаков винчанского и этрусского письма, получил неожиданный результат. Все этрусские графемы содержатся в фонде винчанских графем, кроме того, обнаруживаются явные звуковые эквиваленты обеих азбук. Это свидетельствует о том, что этрусская письменность является естественным и органичным продолжателем винчанского письма. Сравнение этрусского и винчанского алфавитов, сделанное Радивоем Пешичем, приведено ниже.


Возникают вопросы о взаимосвязи этрусского и винчанского письма.

1. Не могли ли в таком случае этруски заимствовать азбуку напрямую из Винчи? 

2. Не могло ли происхождение этрусков быть подунайским?
 
Все факты и обстоятельства указывают на то, что этруски пришли из среднего Подунавья. Этруски не заимствовали винчанское письмо, этруски и есть обладатели древнего винчанского письма, которые переселились с Подунавья на Аппенины.  Совершенно ясной становится картина того, как этруски обрели свою азбуку, и как затем она распространилась по всей Европе, в своё время став славянской азбукой.

Временная удалённость винчанской культуры от эпохи этрусской цивилизации, так же, как и пространственной удалённости не может нас смущать. Это лишь повод внести корректировки в хронологию цивилизаций.

Винчанское письмо возникло отнюдь не в IV тысячелетии и угасло отнюдь не в том же тысячелетии. Напротив, оно просуществовало весьма долго. Так долго, что смогло стать подспорьем для многих последующих цивилизаций, смогло донести свою азбуку в другие эпохи, которые пришли на смену эпохе винчанской культуры.

Примечание: При написании настоящей статьи использовались материалы из книги Радивоя Пешича «VINČANSKO PISMO I DRUGI GRAMATOLOŠKI OGLEDI, Pešič I sinivi, Beograd, 1995»

Продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий