пятница, 20 ноября 2020 г.

Поиск следов дохристианской письменности на Руси

В предыдущей статье мы пришли к заключению, что глаголица была составлена на базе предкирилловского алфавита русичей. На это указывают, как древние исторические записи, так и сравнительный анализ глаголицы и докирилловского алфавита. 

Мы восстановили историю славянской письменности. 

7000 лет тому назад она проявила себя, как винчанская письменность, затем проявила себя в Финикии, затем во Фракии, в Этрурии, в Египте, следы её обнаружены на Руси в Киевском Софийском соборе. В IX веке славянская письменность использовалась русичами, она проявила себя в Крыму в 861 году, став прототипом для создания глаголицы, а затем и кириллицы.
Ранее мы уже выявили хронологию славянских алфавитов. Давайте укажем для каждого алфавита известное время их расцвета или появления (для глаголицы и кириллицы). 

Винчанский…………..5000 лет до н.э.
Финикийский..……….1500 лет до н.э.
Фракийский ………….1300 лет до н.э.
Этрусский……………...800 лет до н.э.
Софийский ……………100 г.
Коптский ……….……..300 г.
Предкирилловский…....861 г.
Глаголица……………...863 г.
Кириллица……………..883 г.

Известно, что в 862 - 863 годах в Моравии на базе дохристианского славянского алфавита Кирилл и Мефодий изобретают глаголицу, на которой они пишут церковные книги для Моравских приходов. 

Очевидно, что об этих событиях, произошедших на юге Европы в в 862 - 863 годах, на Руси тогда никто ещё и не слышал. Церковно – славянская письменность, как приложение к христианству, попадут на Русь только после крещения Руси, которое произойдёт в 988 году. 

Давайте сделаем иллюстрацию указанной хронологии. Смотри рисунок ниже.


Очевидно, что моравские события, на схеме показанные чёрным поворотом, долго ещё не оказывали влияние на письменность русичей.

С 863-его года по 988 – ой год дохристианская письменность продолжала монопольно использоваться на Руси. Да и после крещения Руси в 988-ом году древняя дохристианская письменность по инерции ещё несколько веков продолжала использоваться русичами параллельно с появившейся на Руси «новой» церковно-славянской письменностью. 

Почему процессы, связанные с письменностью, протекали именно так?

Во-первых, в условиях неразвитых коммуникаций того времени церковно-славянской письменности требовалось достаточно много времени, чтобы заполнить всё писательское пространство на Руси. Естественно, что этот процесс продвигался постепенно и медленно.

Во-вторых, нельзя не учитывать консерватизм людей и тягу к сбережению древних традиций, в том числе и письма.  Невозможно заставить людей прекратить пользоваться родным им письмом, которое более 6000 лет передавалось славянами из поколения в поколение. Вряд ли люди добровольно отказывались от письменности предков. Процесс перехода с древнего славянского письма на новое церковно-славянское очевидно шёл тяжело, сопровождаясь репрессиями и «большой кровью». Такой процесс «ломки» старого не мог произойти быстро.

В-третьих, в «новом» церковно – славянском алфавите названия буквам были изменены, а значит, искажены смыслы букв. Русский язык из смыслового превращался в фонетический, нарушался весь смысловой строй русского языка. Церковная письменность утратила смысловую простоту, выучиться новому письму стало невероятно трудно. Это не могло вызвать у людей протест в виде саботирования церковно-славянского письма, но при этом русичи продолжали использовать в быту родное смысловое славянское письмо.  

В-четвёртых, «новый» церковно – славянский алфавит был засорен непонятными и незнакомыми русичам греческими буквами, что значительно усложняло, как письмо, так и понимание написанных церковным языком текстов.

Церковно-славянской письменности не нужен был конкурент, напоминающий людям о древности их рода и культуры, поэтому сразу же после крещения Руси началось тотальное удушение дохристианского письма, для этого были задействованы все силы и ресурсы: власть, церковь, казна.
Это противостояние длилось несколько веков, в результате церковь одержала полную победу. Когда православная церковь и поддерживающая её власть полностью задушили дохристианскую письменность, то последним гвоздём в крышку гроба дохристианского письма стало объявление о том, что дохристианское письмо русичей НЕ СУЩЕСТВОВАЛО вовсе!  

Однако, дохристианская письменность, не могла исчезнуть, не оставив следов своего существования. Артефакты, подтверждающие существование дохристианской письменности, должны были остаться на Руси, и они остались! 

Итак, какие артефакты оставила после себя дохристианская письменность?

Артефакты дохристианской письменности - это письма и записи на коре берёзы Древней Руси XI—XV веков! Мы называем их берестяными грамотами. По состоянию на 2020 год найдено уже более 1100 берестяных грамот в Великом Новгороде и ещё более 100 в других городах России, Украины и Белоруссии. 

Фотография одной из тверских берестяных грамот - №5, представлена ниже.


Выписка текста (прорись) с этой берестяной грамоты приведена ниже:



Что мы знаем о берестяных грамотах?

1. Кора берёзы – недолговечный материал. Очевидно, что подавляющее количество берестяных грамот полностью истлели или сгорели в огне при растопке печей. 

2. То, что берестяные записки были обнаружены в древних сточных канавах, подвалах, чердаках старинных строений, говорит о том, что русичи в XI—XV веках относились к запискам на бересте без какого либо почтения и не считали их ценными. 

3. Исследователи выяснили, что тексты на берестяных грамотах писали и женщины, и дети, и простолюдины – рядовые работники и ремесленники. 

Исходя из этой информации, мы можем прийти к выводу, что  на Руси в XI—XV веках грамотность была массовой. Более тысячи найденных берестяных грамот – это мизерный процент от гигантского количества всех берестяных записок того времени.

Для нас чрезвычайно интересна новгородская берестяная грамота № 591, на которой нанесена славянская буквица. Грамота датируется 1025—1050 гг.
Фото и прорись новгородской берестяной грамоты № 591 приведены ниже.


К сожалению, отсутствует небольшой фрагмент грамоты. Однако для нас не представляет большого труда восстановить буквы утраченного фрагмента, сравнивая алфавит на берестяной грамоте с другими протославянскими алфавитами.

С уверенностью мы можем утверждать, что буквы, которые были на утраченном фрагменте, это:

И; i; К; Л – в верхнем ряду;

Ѿ и часть буквы Ц в нижнем ряду.

Восстановленная азбука новгородской берестяной грамоты № 591 приведена ниже. Ранее утраченные буквы и фрагменты утраченных букв показаны красным цветом.


Теперь сведём буквицу из берестяной грамоты в таблицу в сравнении с буквами кириллицы, смотри рисунок ниже.


Давайте сравним буквицу из берестяной грамоты с Кириллицей, которая была в ходу в те же годы, что и берестяная буквица (1025 – 1050 г.г.). Смотри кириллицу на рисунке ниже.


Между этими двумя алфавитами имеется масса различий. 

Если в буквице из берестяной грамоты 33 буквы, то в кириллице их 50. 

Теперь сравним буквицу из берестяной грамоты с предкирилловским алфавитом, которые разделяют 190 лет. Ранее восстановленный нами предкирилловский алфавит смотри на рисунке ниже.


Мы видим, что количество букв в предкирилловском алфавите и в буквице из берестяной грамоты почти совпадает: 33 и 34, а состав и расположение букв в этой паре алфавитов отличаются минимально. 

Таким образом, мы можем прийти к выводу, что буквица из берестяной грамоты – это органичное и естественное продолжение линии протославянских и славянских докирилловских алфавитов. 

В таком случае, чем тогда является кириллица?

Кириллица – это искусственный суррогат, целью составления которого была эллинизация письменности русичей для обращения Руси в зависимость от Византии.


Продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий