вторник, 28 января 2020 г.

Развитие славянского письма, реакция латинов на потребность в новых единицах языка

В предыдущей статье мы выяснили, как был сформирован первоначальный латинский алфавит и какие логические и фонетические ошибки при этом были допущены латинской лингвистической комиссией.

Алфавит и письменность не являются закостенелыми конструкциями. Они развиваются вместе с развитием людей, их ремёслами, технологиями и общественными отношениями.

В предыдущих статьях мы раскрыли историю славянского языка. Изначально праславянский (этрусский) алфавит состоял из 25 букв.

Теперь мы знаем, как на базе этрусского алфавита 23-мя буквами был составлен латинский алфавит.

Древняя праславянская (винчанская) письменность была создана согласно нынешней хронологии по Радивою Пешичу 5300 – 3200 г.г. до нашей эры.

Этрусская письменность – это та же винчанская, но более развитая письменность, существовавшая на Апеннинах 900 – 90 г.г. до нашей эры, далее в результате реформы преобразованная в славянский алфавит.

Латинский алфавит был создан «кабинетным» способом на базе этрусского алфавита ориентировочно 200 лет до нашей эры.

Давайте примем время создания латинского алфавита за нулевую точку отсчёта и выясним, как происходило развитие славянского и латинского алфавитов от «нулевой» точки во времени.

Латинская письменность первоначально была искусственной «кабинетной» письменностью, используемой очень узкой прослойкой латинской знати. Тогда, как праславянская (этрусская) письменность была широко распространённым народным письмом.

Долгое время оба письма существовали параллельно. Невольно возникает вопрос.

Какая из них была «ведущей», а какая – «ведомой»?

«Ведущая» письменность, по логике – это та, которая генерировала и внедряла в алфавит новые смысловые единицы языка, «ведомая» - это та, которая заимствовала новые единицы языка и адаптировала их в своём алфавите.

Наш вопрос можно сравнить с дилеммой:

«Что было вначале: «Курица или яйцо?»


Давайте разрешим эту дилемму.

Как мы уже отметили ранее, после падения Этрурии латины сделали всё возможное, чтобы скрыть следы этой протославянской цивилизации на Апеннинах. Этруски подверглись геноциду и изгнанию со своих земель. Оставшихся на Апеннинах этрусков записали в римляне, навязали им латинский язык. Последним гвоздём в крышку гроба этрусской словесности было латинское изречение: «Этрусское не читается». Это изречение звучало ни столько, как информация, сколько, как угроза.

Но, этрусская письменность не исчезла. Часть этрусков вернулась на родину предков – Балканы. Там этрусская письменность была реформирована и получила второе дыхание, превратившись в славянское письмо.

Реформа этрусского письма была связана со следующими усовершенствованиями:

* отмена зеркального отражения текстов;

* возврат повёрнутых на 45, 90, 180 градусов букв в своё исходное положение;

* незначительная корректировка начертания букв.

 За 1000 лет истории славянского языка после падения Этрурии славянский алфавит обогащался новыми смыслами в виде новых единиц языка: букв и знаков. Это: Ф; Ц; Ч; Ш; Щ; Ъ; Ы; Ь; Ҍ. Все новые буквы не хаотично включались в славянский алфавит, но в его конец.  При этом буква Ѧ всегда была последней. Это было сделано для того, чтобы не нарушить заложенные в алфавит древние контрольные «мужскую» и «женскую» фразы для запоминания букв алфавита, а «новыми» буквами создать дополнительную третью контрольную фразу.

Ко времени высадки Кирилла и Мефодия в Крымском Корсуне русская буквица (алфавит), по всей видимости, имела состав, как указано ниже.



Рассмотрим смысловую подоплёку «новых» букв: Ф, Ц, Ч, Ш, Щ, Ѣ.

Буква Ф

Буква «Ф» относится к буквам, изображающим рабочий инструмент.

В кириллице букв «Ф» имеет название «ферт». Это название, как и названия некоторых других славянских букв, перекочевало без изменения из докириллического алфавита в кириллицу.
Почему?
Эти названия означали рабочий инструмент и не несли в себе генитально - сексуального смысла. Поэтому, греческим монахами Кириллу и Мефодию не было смысла менять названия таких букв в алфавите при создании церковной письменности.

Расшифровка слова «Ферт»: Это рубло (топор), удерживается кистью рук, имеет форму в виде буквы Ф.
Таким образом, ферт – это топор, имеющий сильно скругленные лезвия, что придаёт такому топору форму буквы Ф.
Такие топоры все мы видели в руках стрельцов в исторических фильмах и у дровосеков, смотри рисунок ниже.


В такой конструкции топора не представляет трудности увидеть букву «Ф», смотри рисунок ниже.


Буква Ф, вероятнее всего, появилась в период развития массового деревянного строительства, которое потребовало новые специальности и технологии по обработке деревьев.
Топор (рубло), именуемое «ферт» был предназначен для обрубки сучьев, диаметр которых намного меньше диаметра ствола.

Предположение о возникновении звука, соответствующего букве «Ф».
Можно предположить, что звуковое сопровождение буквы «Ф» связано со звуком, который издавал лесоруб «Фффу» в момент удара фертом по ветви.

Буква «Ф», благодаря форме ферта используется при именовании предметов в виде буквы Ф.  
К таким словам можно отнести: флаг, фонарь, факел и т.д.

Буква Ц

Буква «Ц» относится к буквам, изображающим части тела.

Прародитель буквы Ц - открытая кистевая часть правой руки. Выставленные вперёд средний, указательный и большой пальцы (открытая щепоть) образуют букву Ц, смотри рисунок ниже.


Смысл буквы «Ц» - «это». В древнем русском языке широко использовалось слово «це», имеющее смысл «это». К сожалению, современный русский язык утратил слово «це», оно было заменено на слово «это». Зато слово «це» сохранилось в украинском языке, который в меньшей степени пострадал от разрушительных реформ.

Хотя слово «це» было исключено из русского языка, буква «Ц», имеющая смысл «это» сохранила своё присутствие во множестве русских слов.

Буква «Ц» в русских словах стоит либо в начале, либо в конце слова.

Буква «Ц» несет смысл «это».

Слова с буквой «Ц» преобразовываются следующим образом:

Кузнец – це кузн – это кузн
Жнец – це жн – это жн
Солнце – це солн – это солн
Птица – це пти – это пти
Курица – це кури – это кури
Яйцо – це яй – это яй
Кольцо – це коль – это коль
Девица – це деви – это деви
Цапля – це пля – это пля
Заяц – це зая – это зая
И т.д.

Предположение о возникновении звука, соответствующего букве «Ц» - «цэ».

«Цэ» – это естественный непроизвольный звук, издаваемый для привлечения внимания. Таким образом, буква «Ц» означает универсальное «это».

Буква «Ц» часто используется в словах - иллюстрационных иероглифах со смыслом «это».

Например, в словах: птица, курица, заяц, цапля и т.д.

Буква Ч

Буква «Ч» относится к буквам, изображающим рабочий инструмент.

Форма буквы – это схематическое изображение чертилки (наши предки её именовали - черта).

Археологи периодически находят такой инструмент на местах древних городищ. Чертилка изготавливалась в виде буквы «Г», могла быть как одинарная, так и двойная для нанесения 2-ух параллельных линий. К чертилке прилагалась линейка в виде ровной деревянной палки, либо её роль могла выполнять обработанная  доска. Чтобы на разметочном материале (бревне, доске) разметка имела чёткий вид, рабочее остриё чертилки натирали углём. Поэтому, название цвета «чёрный» связано с чертилкой. Ниже показана фотография древней двойной чертилки.


Если чертилку приложить к размечаемому материалу, то она вместе с этим материалом образует букву «Ч». Ниже показана приложенная к материалу современная чертилка.


Теперь поворачиваем рисунок на 90° и получаем современную букву «Ч».


Предположение о возникновении звука, соответствующего букве «Ч».

Звук «Чччччч» - тот звук, который издаёт чертилка при прочерчивании линии на твёрдом материале.

Буква Ч со смыслом: «чертилка» используется при именовании предметов, наделённых в своей конструкции или строении линиями (чертами), либо имеющих вид линий, либо имеющих черный цвет – цвет линии, оставляемой чертилкой (в древности разметку вели по дереву, поэтому чертилку натирали углём, так как чёрную черту лучше видно на срезе деревянной заготовки). 
К таким словам можно отнести: кочка, чаща, часы, чеснок, черный, грач, бочка, чёрный, чёрт, черта, черчение и т.д.

Второй смысл буквы Ч, как «вагинальная складка», используется в словах, связанных с рождением (реальным или символическим), то есть проходом новорожденного через вагинальную складку, либо с объектами, имеющими вагинальную складку. К таким словам можно отнести: дочь, ночь, очень и т. д.

Буква Ш

Буква «Ш» относится к буквам, изображающим части тела.

Прародитель буквы Ш – пальцы ноги.


Здесь имеет место явная аналогия между буквой «Е», означающей кисть (пальцы руки) и буквой «Ш», означающей стопу (пальцы ноги). Изначально, этруски вычерчивали букву «Е» с пятью отростками, каждый из которых соответствовал определенному пальцу на руке. Затем количество отростков сократилось до четырех, а затем до трех, буква приобрела современное начертание. Подобный процесс оптимизации начертания коснулся многих букв, включая и букву «Ш». С большой долей вероятности можно предположить, что изначально буква «Ш» имела 5 отростков, соответствующих пальцам на ноге. Процесс оптимизации сократил количество отростков до трех.

Предположение о возникновении звука, соответствующего букве «Ш».

Так как буква «Ш» связана со ступней, то наши предки должны были связать звуковое сопровождение буквы «Ш» со звуком, издаваемым ступней при ходьбе. Звук «Шшш», соответствующий букве Ш, воспроизводят стопы наших ног, когда мы идем по сухой грунтовой дороге.

Буква Ш со смыслом: «ступня», используется при именовании понятий, связанных с ходьбой. К таким словам можно отнести: шагать, шаркать, шастать, шаг и т.д.

Кроме того, буква Ш используется при именовании звуков, аналогичных тем, которые мы издаём при ходьбе: шум, шорох, шепот, шелест и т.д.

Кроме того, буква Ш используется при именовании предметов, имеющих сходство с буквой Ш, как правило за счёт наличия многочисленных прямых элементов, примерно одинаковых по длине (волосы, стебли, лепестки, щели и пр.).  К таким словам можно отнести: шуба, шапка, шкура, шерсть, шишка, ромашка, шипы, пшено, пшеница, крыша, ковш, шиш и т.д.

Помимо этого, буква Ш используется в словах, характеризующихся многократными действиями острым инструментов в виде иглы. Схема действий таких инструментов напоминает букву «Ш». К таким словам можно отнести: шить, шитье, швея, шило  и т.д.

Буква Щ

Буква «Щ» относится к буквам, изображающим рабочий инструмент.

Форма буквы – это схематическое изображение щетки. Смотри рисунок ниже.


Начертание буквы в виде Щ – является более поздним начертанием. В летописях 12-13 веков, например в «Сказании о Мамаевом побоище» (оригинал 1380 года),  графическое начертание буквы Щ в тексте имеет вид, как «Щ», так и похожим на «Ψ». Смотри рисунок ниже:


Прародитель буквы «Щ» в варианте начертания «Ψ», тоже щётка,  несколько иной и хорошо известной нам конструкции, используемой для уборки пола. Рисунок такой щетки представлен ниже:


Буква Щ, вероятнее всего, появилась в период развития деревянных поселений. После грубой обработки брёвен топорами требовалась чистовая обработка древесины для удаления остатков коры, щепы, грязи и т.д. Наждачная бумага тогда ещё не была изобретена, её роль выполняла щётка с жёсткой щетиной. Для уборки помещений стала использоваться щетка с мягкой щетиной.

Предположение о возникновении звука, соответствующего букве «Щ».

Звук «Щщщ» - тот звук, который издаёт щётка при обработке твёрдой поверхности.

Буква Щ используется при именовании предметов, наделённых в своей конструкции большим количеством линий, подобных щетине щетки. К таким словам можно отнести: щетина, щепа, чаща, щавель, щели, и т.д.

Буква Ѣ

Начертание буквы «Ҍ» символизирует проникновение мужского органа оплодотворения во влагалище, а смысл буквы «Ҍ» - «женское влагалище».

Буква Ѣ со смыслом: «влагалище, женский орган оплодотворения», используется при именовании женщин либо предметов, понятий, явлений, связанных с женским органом оплодотворения. К таким словам можно отнести: : дѣва, жѣна, сѣстра, матѣрный, бѣда, вѣра, вѣрный, вѣдать, побѣда, лѣвый, мѣжа, мѣжду, бѣлый, дѣнь, зѣмля, бѣз, пѣред, чѣрез и т. д.
Нетрудно догадаться, что наши предки нашли аналогию между влагалищем и сжатой в кулак кистью руки.


Второй смысл, который получила буква «Ѣ»: «сжатая кисть руки».

Буква «Ѣ» со смыслом «сжатая кисть» используется при именовании предметов и понятий, связанных с работающей кистью руки либо инструментом, который сжимают в руке во время работы. К таким словам можно отнести: хѣр, дѣло, медвѣдь, вѣник, лѣстница, мѣл, пѣть, нѣтъ и т. д.

Помимо этого буква «ѣ» включена в некоторые слова с произношением согласно своему названию в кириллице: «ять». К таким словам можно отнести:

• Слова со смыслом: «рука, сжатая в кулак»: п`ять, дев`ять, дес`ять.

• Слово со смыслом: «женский половой орган» – бл`ять.

Предположение о возникновении звука, соответствующего букве «Ѣ».

Так как один из смыслов буквы «Ѣ» - это сжатая в кулак кисть руки, то звуковое сопровождение буквы могло быть связано со звуком при постукивании костяшками кулака по дереву. Звук, который при этом будет издаваться, похож на звук «Е».

Таким образом, в славянском языке новые буквы: Ф, Ц, Ч, Ш, Щ, Ѣ – содержали конкретные смыслы, их начертания и звуки были связаны с прародителями.

Очевидно, что изменения в уровне технологии и общественных отношений коснулись не только славян, но также и латинов.

Как они отреагировали на потребность в новых единицах языка?

Имелась ли связь между новыми единицами языка в латинском и славянском языках?

Анализируя латинский алфавит, мы пришли к однозначному выводу, что составители латинского алфавита не поняли смыслового базиса этрусского алфавита. Латинский алфавит был составлен исключительно, как фонетическая конструкция!

Если первичные латинские буквы не несли в себе смысловой нагрузки, то был ли смысл дополнять фонетический алфавит смысловыми буквами?

Конечно же, НЕТ!

Задача избежания лингвистической отсталости и увеличения количества единиц языка была решена латинами не за счёт добавления в их алфавит славянских смысловых букв, а за счёт комбинаторики букв - диграфов. С помощью диграфов латины создавали новые звуковые единицы языка без увеличения букв в алфавите.

Давайте рассмотрим, как латины с помощью диграфов находили замену этрусским и новым славянским буквам.

Этрусские и славянские буквы, не включённые в латинский алфавит, а заменённые диграфами, можно разделить на 3 группы:

1. Славянские буквы: Ф; Ц; Ч; Ш; Щ; Ҍ. 

2. Этрусские буквы: Ж, Ю.


3. Этрусская буква Ѧ.


Ниже рассмотрим, как латины конструировали диграфы для замены этрусских и славянских букв.

1. Диграфы, заменившие славянские буквы Ф; Ц; Ч; Ш; Щ; Ҍ. 

Славяне, дополнив буквами Ф; Ц; Ч; Ш; Щ; Ҍ базовый этрусский алфавит, создали славянский алфавит, как более развитый этрусский.

Латины пошли путём создания аналогов новым славянским буквам путём использования комбинаций уже существующих букв латинского алфавита:

Ф > PH;
Ц > TH;
Ч > CН;
Ш > SH;
Щ > TCH, CH, SH;
Ҍ > EI, EA

2. Диграфы, заменившие этрусские буквы Ж, Ю. 

А как поступили латины с первоначально не включёнными в алфавит этрусскими буквами Ж, Ю?

Отсутствие этих букв в латинском алфавите могло придать латинскому языку ущербность. Это надо было чем-то компенсировать. Для решения латины воспользовались своим унифицированным решением - комбинаторикой букв (диграфами).

Ж > ZH;
Ю > ОО;

3. Диграф, заменивший этрусскую букву Ѧ. 

Единственная этрусская буква, которая до сих пор осталась не включённой в латинский алфавит - это буква Ѧ.

Латины для компенсации этой потери, как и в предыдущих случаях, воспользовались своим унифицированным решением - комбинаторикой букв (диграфом).

Латины подобрали диграф «YA» для замены этой буквы, кроме того, они частично возложили на букву I роль буквы Я.

Я → YA  и I

Кроме того, этрусскую букву «Ѧ» в латинском алфавите заменяет буква «I», которая может считываться и как схематическое изображение человека, и как схематическое изображение мужского органа оплодотворения.

Так латинский составитель диграфа «YA» его начертанием оставил маркер о том, что диграф «YA» - «Связан с мужским Я» и является заменителем этрусской букве «Ѧ». Если вы совместите латинские буквы Y и A, то в результате вы получите славянскую букву Ѧ.

Выводы

Иcходя из того, что латины заменили некоторые этрусские смысловые буквы и все новые славянские смысловые буквы на бессмысленные комбинации букв (диграфы), можно ещё раз сделать вывод, что латинский алфавит не является смысловым языком.

Латинский алфавит был создан искусственно на базе праславянского (этрусского) и славянского алфавита.

Славянский алфавит был ведущим для латинского, тогда, как латинский - ведомым славянским алфавитом.


Продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий